Батилиман для элиты

6

марта

0

 

 

6 марта (22 февраля по старому стилю) родился Андрей Иванович Штакеншнейдер — русский архитектор, спроектировавший ряд дворцов и других зданий в Санкт-Петербурге и Петергофе. Южнобережью архитектор Штакеншнейдер тоже дарил свой талант зодчего.

Проект фасада дворца в Ореанде
Проект фасада дворца Ея Императорскаго Величества в Орiанде на Южном Берегу Крыма

В Крыму архитектор занимался переделкой проекта дворца императрицы Марии Федоровны в Ореанде. Первоначальный проект был составлен архитектором К. Ф. Шинкелем, но императрице не была близка его чрезвычайная помпезность, да и стоимость предполагаемых работ показалась императору Николаю I чересчур высокой. Поэтому архитектора Шинкеля поблагодарили, но доработку проекта в 1840 году поручили его коллеге – Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру.

Его проект дворца в Орiанде (тогда была принята орфография с «i») был утвержден императором в 1842 году, строительство началось в через год. А в 1844-м Андрей Иванович был возведен в звание профессора 2-й степени Санкт-Петербургской Академии художеств без исполнения с его стороны программной задачи, как художник, уже имеющий громкую известность. За основу композиции Штакеншнейдер взял план римского дома с атриумом, окруженным дорическими портиками. Он стал центром, вокруг которого были сгруппированы парадные интерьеры. Внешняя архитектура дворца носила ярко выраженный ренессансный характер. Строительство дворца продолжалось 10 лет и было полностью завершено к осени 1852 года.

Проект дворца в Ореанде стал одним из лучших творений архитектора. Петергбургский зодчий, сохранив общую идею, стиль и планировку задуманного ансамбля Шинкеля, полностью изменил его масштаб. Он значительно уменьшил размеры будущего дворца и, переместив его с вершины горы на одну из горных террас, спускающихся к морю, смягчил «крепостной» характер здания. На фоне суровых скал и тёмной растительности царский дворец казался «волшебным замком», он выглядел лёгким и воздушным благодаря белизне инкерманского камня, открытым галереям и балконам, живописному завершению крыши. Для строительства дворца был использован в основном местный строительный материал: инкерманский и керченский камень, мисхорский и ореандский мрамор (последний – разных оттенков: белый, светло-серый, темный, желтоватый), некоторые колонны и камины высекались из крымского красного мрамора. Только главные парадные лестницы и камины в помещениях для императрицы изготавливались из белого каррарского мрамора.

В августе 1882 года дворец в Ореанде пострадал от пожара и до наших дней не сохранился. Руины послужили строительным материалом при возведении храма Покрова Богородицы в Нижней Ореанде, созданного по проекту архитектора А.А. Авдеева (1819-1885). А от великолепных работ архитектора Андрея Штакеншнейдера на Южнобережье сохранилась лишь белоснежная ротонда у Ореанда на Горизонтальной тропе.

руины сгоревшего дворца в Ореанде, 1882 г. (АДПМЗ)
руины сгоревшего дворца в Ореанде, 1882 г. (Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник)
© 2021 Альманах "Старая Ялта". All Rights Reserved. Designed By Zanoff
Яндекс.Метрика