
Рождественские традиции старой Ялты
Чуть более ста лет назад плавное, если не сказать унылое, течение зимнего оздоровительного сезона в Ялте совершенно менялось в преддверии Рождества и новогодних праздников. Жизнь начинала ускорять свой бег и наверстывать утерянную после окончания виноградного сезона роскошь – встречая Рождество, город приобретал почти столичный блеск и приметы необходимой красочности.



Наряжаем ёлку
С приближением праздника почти в каждой семье и во многих публичных местах появлялись нарядные, пахнущие лесной свежестью ёлки. С середины декабря на торговых площадях города открывался елочный базар, и там можно было приобрести зеленую красавицу любого размера и пышности, все зависело от вашего кошелька. Так же, как сегодня, покупатели жаловались на цены: то, что на старте продаж стоило 3 рубля, в сочельник можно было купить за 10 копеек. Тем не менее, торговля шла бойко, и с базара купленную ёлочку прямо на дом могли доставить за отдельную плату.
Покупка украшений тоже не составляла большого труда. В провинциальную Ялту из Петербурга и Москвы поставляли к празднику ёлочные украшения на любой вкус. Были популярны коллекции новогодних украшений, цена которых составляла 3, 5, 10, 25, 50 рублей и даже более. К примеру, в «модно-галантерейном магазине» А. и Ф. Петренко, который располагайся в первом этаже гостиницы «Джалита» на набережной, к Рождеству предоставляли покупателям большой выбор ёлочных украшений. Продавали картонажи, атраппы, хлопушки с костюмами и сюрпризами, бонбоньерки, серебряные цепи и стеклянные бусы, звёзды, ледяную росу и ледяные сосульки, стеклянные шары и ватные игрушки, гирлянды, свечи, нарядные подсвечники, комнатные фейерверки, фонарики, орехи и фрукты с разными сюрпризами, «рождественского дедушку» и ясли для домашнего вертепа.
Игрушка-бонбоньерка с "сюрпризом" внутри

Почитаем, что писали ялтинские газеты о ёлочных игрушках в декабрьских номерах. «К счастью, ёлку сейчас можно сделать не только нарядной, но и художественной. Елочные украшения по качеству и разнообразию сделали за последнее время громадный шаг вперед. они далеко не так примитивны, как прежде. На них сказалось стремление последнего времени сделать игрушку художественной вещичкой. Аляповатая детская любимица – «золотая» рыбка – уступила место разнообразнейшей коллекции украшений этого рода: бумажные блестящие аэропланы, паровозы, броненосцы красиво выделяются на темной зелени ёлки».
Елочная игрушка "Слон" выполнена в технике дрезденского картонажа. Игрушка склеена из двух половинок тисненого картона, тонированного золотой и серебряной краской.

Новостью сезона 1911-1912 стало изобилие комических ёлочных украшений: «уморительные куклы-«уроды», клоун, едущий верхом на свинье, медведи на бочке» и подобные им юмористические персонажи. И, кстати говоря, эта тема живо поддерживалась новогодними открытками.

Среди рождественского ассортимента в магазинах можно было купить и другие необходимые для встречи Нового года вещи: маски, парики, шляпы, носы, крылья из натуральных перьев, и карнавальные ордена, отделки для платьев, воротники, жабо, нарядные редикюли. Вместе с тем с прилавков не уходили и вещи для повседневных нужд, о них тоже сообщили в рекламных объявлениях – дождевые зонты, вязаные жакеты, резиновые галоши и непромокаемые плащи были так же актуальны в Рождество, как и праздничная мишура.

За неделю до 25 декабря магазины объявляли «неделю остатков для подарков», для этой распродажи специально откладывали партию товаров со значительной скидкой. Чем ближе было Рождество, тем короче и ярче были объявления. Магазин «Дело и забава» в доме Витмера на улице Екатерининской, публикуя свое рекламное объявление в местной прессе не превысил и десятка слов. В лаконичном прямоугольнике бросающейся в глаза рамки, крупными жирными буквами было написано: «НЕТЪ ПРАЗДНИКА». И ниже – более мелкими: «безъ игрушекъ и елочных украшенIй».
Но праздник, с игрушками или без, всё же вступал в свои права.

Вы поедете на бал?
Начиналось время ёлок, спектаклей, концертов и других увеселительных мероприятий. Со второго дня Рождества, то есть с 27 декабря, открывались разнообразные праздничные увеселения.
То, что можно прочесть в газете тех лет о бале-маскараде, который традиционно устраивал Совет Старейшин Ялтинского Общественного Собрания, нам, живущим сегодня, живо напоминает понятие «корпоратив». В собственном помещении Совета Старейшин по персональному приглашению членов собрания проводили бал-маскарад, попасть на который можно было не только по рекомендации, но и не бесплатно: с дам брали по 75 копеек, с мужчин – по одному рублю. Начинался бал в 10 часов вечера и в конце веселья подводили итоги конкурса на самый лучший и оригинальный костюм. Трем победителям вручались ценные призы. К примеру 110 лет назад призовой фонд состоял из дамских золотых часов за первое место, за второе вручали серебряное дамское портмоне, а за третье – трость с серебряной ручкой и золотой монограммой.
Это мероприятие, а так же торжественные встречи Нового года, которые проводили в Общественном собрании, были закрытыми и пускали на них только приглашенных гостей.
В. Сокорнов. Зимний день в Ялте. Начало XX века.

Известен курьезный случай, когда в канун нового 1913 года в Ялту прибыла компания поэтов-футуристов: Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Игорь Северянин, их симферопольский друг, поэт Вадим Баян и сопровождавшие их дамы. В этот год Крым завалило небывалым снегом, мороз доходил до десяти градусов.
Крымчанин Баян предупреждал друзей, что Ялта зимой "не в своей тарелке». Но футуристов было не удержать – их черный лимузин переваливал через горы, зарываясь в сугробы и выписывая зигзаги по заснеженному шоссе. Наконец, автомобиль «вонзился в замороженную Ялту. Непривычный к холоду город свернулся и ушел в свою раковину. На улицах ни души и никаких признаков жизни».
Веселая компания решила подзаработать, читая стихи на закрытом «корпоративе». Футуристы шли искать поклонников и впечатлений, но обрели неожиданный, исключительно ялтинский опыт. К ним вышел старшина клуба, по описаниям Баяна – «подслеповатый человек с огромной медной цепью на шее, надетой в виде хомута». А далее мемуары поэта доносят до нас краткий диалог на пороге клуба, который состоялся между футуристами и на тот момент олицетворяющим Ялту человеком.
– Мы не можем пропустить в клуб неизвестных людей, – прохрипел подслеповатый старшина.
– Да мы люди очень известные, – возразил Маяковский.
– Вас кто-нибудь здесь знает?
– Нас знает вся Россия, – рассчитывая на культурность старшины, сказал Маяковский.
– Видите ли, хозяин гостиницы "Россия" не является членом нашего клуба, и его рекомендация не может нас удовлетворить.
Когда компания вышли из калитки не солоно хлебавши, Маяковский наложил на новогоднюю Ялту краткую, но выразительную резолюцию: «Скушно, как у эскимоса в желудке».
Возможно, по приезду в зимнюю Ялту, столичным гостям и не доставало ярких впечатлений. Но местные жители находили возможность максимально наполнить событиями рождественские дни.

Спешите делать добро
Воспитанников и воспитанниц местных гимназий распускали на рождественские каникулы с 22 декабря по 7 января. И гимназистов традиционно задействовали в самодеятельных спектаклях, которые в дни зимних каникул представляли в большом количестве на разных сценах.
Со второй половины декабря начинали проводить вечера разные благотворительные организации. К примеру, в воскресенье 18 декабря 1911 года в зале греческого благотворительного братства давали спектакль в пользу пострадавших от неурожая. В качестве исполнителей были задействованы учащиеся воскресной школы. Показывали пьесу Л. Толстого «из народного быта» о вреде пьянства и «трактующей о вреде водки»; миниатюру А.Чехова «Злоумышленник» и его же водевиль «Свадьба».
Чехова в этот день ставили не только греки. Армянское попечительство давало две пьесы Антона Павловича – «Юбилей» и «Как он бросил курить». Зрительный зал, по свидетельству современников, был переполнен, и в антракте актеров под руководством режиссера Д.Д. Глебова награждали дружными аплодисментами. По окончанию спектакля армянское братство представило восточные танцы в национальных костюмах. Газета пишет: «Это было удивительно красивое зрелище.Танцоры расположились живописной группой на фоне восточной обстановки. Заиграли своеобразные кавказские инструменты, и начались сперва лезгинка, потом «кинтоури», «хайтарма», «ранги», а затем выступила г-жа Айкануш с замечательным, интересным и, кажется, впервые исполнявшимся в Ялте танцем царицы Тамары».
А почти за неделю до этого, в гостеприимном зале Греческого братства давали представление и представители другого национальных общества. Ялтинская газета «Русская Ривьера» за 13 декабря 1911 года пишет, что татарское благотворительное общество в пользу русских голодающих поставило на сцене греческого братства малороссийский спектакль, который «не смотря на свою «интернациональную» окраску, привлек массу публики. Веселая пьеса Квитки-Основьяненко «Сватання на гончаривцях» прошла с очень недурным ансамблем».

Ялтинские немцы тоже представляли самодеятельный спектакль, в котором играли любители – «большинство из них, вероятно, впервые выступало на сцене» – и подростки, и взрослые. На сцене Новиковского театра они давали «Снежную королеву», и критика отметила некоторые сцены, которые «положительно трогали теплотой и искренностью», особенно те, в которых были заняты подростки.
Процитируем дословно впечатления от вечера. «Немцы умеют веселиться… Их традиционные вечера носят какой-то особенный, удивительно «объединяющий» характер. Много помогает этому и обстановка. Рождественская, ярко освещенная ель, обилие цветов, разных безделушек и главное – бездна детских кудрявых головок… дети играют здесь едва ли не первенствующую роль. И от этого вечер выигрывает в смысле своего интимно-семейного колорита. Детский беззаботный смех заражает взрослых. Разглаживаются суровые морщины на «деловых» чопорных физиономиях. Становится как-то легче, бодрее на душе».
Спектакль начался в пять вечера и привел в восторг «и маленьких зрителей, и несомненно доставил много приятных минут для взрослых». По окончанию пьесы публика перешла в курзал, где детям раздавали «конфекты», а после – раздались звуки оркестра и начались танцы, затянувшиеся до глубокой ночи.
Иногда «танцовальные вечера» проводились и без спектаклей. Газета сообщает, к примеру, что заведующему кореизской библиотеки было разрешено устройство двух танцевальных вечеров в пользу библиотеки, один из них прошел 27 декабря, а второй 6 января.

С особой заботой устраивалась ёлка для детишек из бедных семей. Ялтинский отдел «Союза русского народа» каждый год устраивал Ёлку для бедных детей. Сборы пожертвований для проведения такой Ёлки проходили ежедневно с 10 до 12 часов дня и 6 до 8 вечера в конторе Союза, которая располагалась в доме князей Трубецких на улице Бульварной, 14. Жертвовать на благотворительность можно было деньгами, вещами и продуктами.

Музыкальные дары и подарки
Вообще говоря, милосердие и сострадание к обездоленным и бедным были особенно важны в Рождественские дни. И в Ялте имелась собственная музыкальная традиция по этому поводу, о ней мы прочли в книге Л.Г. Романовой-Свердловской «Ялта музыкальная». В 1910 году в театре Новикова публика впервые слушала «Ёлку» – оперу переехавшего на Южнобережье композитора В.И. Ребикова. После представления доктор Я.М. Золотухин, владелец детского пляжа, обратился к Ребикову с просьбой исполнить оперу с демонстрацией проекционных картин, и композитор согласился. Через год в ноябре 1911-го, в театре Новикова на зимнем симфоническом концерте, проводившемся по инициативе Ялтинского отделения Императорского русского музыкального общества, публика слушала музыкальные отрывки из «Ёлки». На следующий год 30 декабря «Ёлку» давали в Общественном собрании в городу, и средства от концерта пошли в пользу приезжих больных. Так в Ялте родилась традиция исполнять вальс из оперы Ребикова на каждое рождество.
Сюжет, который композитор положил в основу, был общепринят для рождественских произведений литературы и искусства тех лет. На эту тему Ганс Христиан Андерсен написал сказку «Девочка со спичками», а Достоевский – рассказ «Мальчик у Христа на Ёлке». Одесский поэт С. Плаксин составил либретто к опере Ребикова.
В канун Рождества, на глухой улице бедно одетая девочка просит милостыню, но никто ничего ей не дает. С тоской девочка вспоминает о смерти мамы, и просит ее забрать к себе на небо. В окно дома она видит, как зажигаются огоньки на елке и вокруг нее танцуют дети. Она смотрит в окно, видит, как раздают детям подарки, а сама мечтает найти хоть маленький кусочек хлеба. В стене дома, появляется призрак матери, который обращаются к ней со словами утешения. Хотя девочка не видит ее, но она успокаивается, ложится и засыпает. Ей снится большой зал дворца с красивой и сверкающей елкой. Прекрасный принц ведет девочку по залу, малышке очень нравится происходящее, ей очень весело и тепло. Девочка видит маму, та появляется и уводит ее с собой по огромной лестнице, ведущей на звездное небо. По ней спускаются ангелы, окружают мать и дочку.

Музыка в праздничные звучала в городе чаще обычного. Со второй декады декабря начинались разнообразные концерты: в зале Морской гостиницы выступал оригинальный исполнитель на цитре, а в ресторане при гостинице «Петербургаская» до самого закрытия ресторана – до двух ночи – играл Венский салонный струнный мужской оркестр под управлением известного солиста скрипача. В зале общественного собрания устраивалась целая серия концертов, в которых принимали участие приглашенные и местные певцы и декламаторы, ставились целиком акты известных опер.
Автопортрет у рождественской елки, 1910-е Георгий Несытов/Архив А.А.Акилова/russiainphoto.ru

Пришло ваше время, гурмэ
К Рождеству заканчивался длительный пост, а вместе с ним и гастрономические ограничения. С наступлением праздничных дней в Ялту привозили больше разнообразных продуктов и деликатесов.
Винно-гастрономический магазин «Джалита», располагавшийся на набережной в здании одноименной гостиницы, сообщал через местную ежедневку о получении свежих лакомств. Что привозили? Английскую спаржу и сингапурские ананасы, египетские финики и сладкую испанскую малагу, французские каштаны гляссе, клюкву и вишню в мармеладе, миндальный хворост и американскую сушку, разные виды сыров, Лоби-Тоби (дедушка известной нам «Коровки») и «много новых конфект».

На новогодние столы из гастрономических отделов отправлялись балыки осетра и белуги, сельди дунайские и королевские, лучшая осетровая и паюсная икра, сёмга и скумбрия донская, анчоусы в соку, кильки и рольмопсы (рулетики из маринованного в уксусе филе сельди с начинкой из корнишонов).
Магазин принимал предварительные заказы на доставку окороков из разных губерний Российской империи, при этом в магазине к празднику отваривали заказанные окорока без оплаты.
Празднично отужинать можно было не только дома. Почтенная публика приглашалась отметить наступающий год в приличном ресторане: в гостиницах «Россия», «Джалита», «Петербургская» и других достойных местах.

На торжественной встрече нового 1911 года Ялтинское общественное собрание предлагало ужин из трех блюд, бокал шампанского (Помпери) и кофе за три рубля с персоны. Заглянем в меню и посмотрим, чем мы могли бы полакомиться. В качестве первой подачи предлагались стеляди паровые в Рейнвенском вине или артишоки с соусами на выбор: сливочным французским Муслин или вегетарианским Полонез». В качестве жаркого можно было выбрать что либо на свой вкус: фазанов, шпигованных трюфлями; серых куропаток или молодого барашка, сопровождаемых в качестве салатов брусникой, нежными огурцами или листовым эскаролем. На десерт предлагались свежие ананасы Al’Imperial и крепкий кофе.
Что год грядущий нам готовит?
Но самое привлекательное удовольствие – строить планы на будущий год, читать предсказания провидцев, обсуждать политику и "их нравы". Ялтинская пресса не исключение из правил. Полюбопытствуем, что «знаменитая вещунья мадам де-Тебъ» предсказывала на 1912-й и что творится за рубежом.
«Вообще 1912 год будет черный год, но прорезанный снопами молний, как бывает чёрная грозовая ночь когда уже сверкает гроза, но еще не слышен гром (он ожидается в 1913 г.). Всё пророчит, что войны на этот раз не избежать, и она разразится скорее к концу года, ибо финал всему будет в 1913 г. И ожидаемое столкновение будет так огромно и пространно, что охватит и перевернет не только всю Европу, но даже и другие материки, в особенности Азию. В частности говоря, в России будет таиться и вспыхивать глухое брожение и случится естественный траур. Варшава приобретет такое первостепенное значение, что к голосу ее будут прислушиваться Петербург и Москва. Огнем и мечом междоусобная смута прокатится по всей Франции, где назревает коренная перемена отжившего государственного строя. Но эта смута зацепит лишь поверхность страны и не зацепит ее устоев. И виновников этих бедствий будут считать подкупленными чужестранным золотом. Германия – пугало Европы <…> Пышный расцвет сулит будущее Италии. И тяжкие дни настанут для Англии».
Таковы в общих чертах посулы предсказательницы на 1912 год. Возможно, и сейчас она могла бы стать популярной. Оставляем вас наедине с "германскими капсюлями".
С Новым годом!
